Записка «О Здравии»
Подается с просьбой совершить молитвы о физическом и душевном здоровье человека, о его благополучии. Сюда записывают всех живых крещенных людей, которым вы желаете здоровья, спасения и благоденствия.
Записка «Об Упокоении»
Подается с просьбой совершить молитвы об упокоении душ усопших людей. Церковное поминовение облегчает душе проходить мытарства после отшествия из тела.
О ком можно подавать записки?
ο любой человек может быть упомянут в записке (не только родственник или знакомый), при условии, что Церковные правила позволяют подавать записку о нем.
О ком нельзя подавать записки?
Церковь не поминает следующих людей:
ο самоубийц;
ο не крещенных в православной вере (атеистов, инославных, иноверцев);
ο усопших, причисленных к лику святых:
• например: блаженная Матрона, блаженная Ксения.
Причина проста: находясь у Престола Божия именно они
молятся за нас;
ο убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены
в Православие.
Не следует подавать записки о них.
Поминовение самоубийц в Храме возможно только при соблюдении следующих условий:
ο при наличии официального медицинского заключения,
свидетельствующего о том, что человек наложил на себя руки в состоянии помешательства, в невменяемом состоянии;
ο и при наличии архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение:
• для его получения вам нужно обратиться к епископу вашей епархии. Только епархиальный архиерей может дать разрешение
на отпевание самоубийц;
ο отпевание без такого благословения будет самочинным
и непозволительным.
Возможное поминовение самоубийц дома:
ο Оптинские старцы разрешали поминать самоубийц только по желанию близких родственников и только краткой молитвой, которая, примерно, должна иметь такой вид: «Господи, если можешь, помилуй раба Твоего (имя человека)».
Порядок написания имен в поминальных записках
ο имя поминаемого пишется в родительном падеже: о здравии,
об упокоении «кого?»;
ο все имена должны быть даны в церковном написании, т.е. так, как это имя упомянуто в Святцах.
• если выяснить имя, данное при крещении, не представляется
возможным, но вы точно знаете, что человек был крещен
в Православие, то можно указать его не православное имя
(светское) и рядом, в скобках, обозначить для священника
информацию о том, что поминаемый человек был крещен— (крещ.);
• если вы не знаете полного христианского имени человека и
не уверены, был ли он крещен, воздержитесь вносить его имя
в записку до выяснения фактов. Тем временем поминайте его
в своих частных молитвах.
ο если вы хотите помянуть большее количество людей (более десяти),
пожалуйста, по возможности, подавайте несколько записок.
Последовательность перечисления поминаемых людей в записке:
ο первыми вписываются имена священнослужителей с указанием их сана:
• патриарха , митрополита, архиепископа ,епископа, иерея, диакона , монаха (монахини).
ο далее следует имя вашего духовного отца
ο затем перечисляются детские имена:
• младенца (младеницы) …. – это ребенок до 7 лет;
• отрока (отроковицы)…. – это ребенок от 7 до 14 лет;
ο теперь вписываются имена всех остальных взрослых мирян:
сначала мужские имена, а затем женские.
В какой период службы лучше всего подавать записки?
ο чтобы священник успел вынуть частицы в поминовение здравствующих и усопших, записки следует подавать до начала Божественной Литургии (т.е. до 9.00 утра), а еще лучше и правильнее –накануне, с вечера.
Дополнительная информация, которую выможете указать в записках:
ο в записках «Об упокоении» добавляют:
• новопреставленный — усопший в течение 40 дней после
кончины;
• приснопамятный (достойный всегдашнего воспоминания) —
усопший, имеющий в этот день памятную дату:
— день смерти,
— день именин
— и день рождения усопшего.
Можно ли подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка?
Нельзя. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан.
Краткое описание поминовения на проскомидии:
ο Проскомидия — это часть Литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для Таинства Причащения;
ο поминовение по обычным запискам происходит в Алтаре,
ο сначала из пяти богослужебных просфор, после особых молитв,
священником вынимаются частицы и укладываются в определенном порядке на дискос (круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель):
• «Агничная» частица служит для Причащения;
• «Богородичная», вынимается в честь Божией Матери и кладется по левую сторону от Агнца;
• «Девятичинные» частицы, вынимаются в честь святых:
Они кладутся по правую сторону от Агнца, по три в ряд;
• из 4-ой просфоры вынимают частицы о живых — о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах;
• из 5-ой просфоры вынимают частицы об усопших — Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.
ο затем в Алтаре читаются поминальные записки верующих и, после прочтения каждого имени, священнослужитель вынимает частицу из просфор (не богослужебных, а поданных верующими), говоря:
«Помяни, Господи, (указывается написанное имя)». Эти частицы
также кладутся на дискос.
ο частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову, собравшуюся около Агнца;
ο следует помнить, что частицы, вынутые во время прочтения
Они, после окончания Таинства Причащения, будут внесены в потир (вместе с остальными частицами, вынутыми из четырех богослужебных просфор). Находясь возле Тела Господня («агничной»частицы), все они пропитаются Божественной кровью, исполнятся святыни и духовных дарований – ниспосылая их тому, о чьих именах возносились молитвы.
Сугубая ектенья:
ο ектенья не является сама по себе молитвой, это призыв к молящимся в храме помолиться о том или ином случае, деле, человеке;
ο т.о. — заказывая поминовение «на сугубой», вы просите прихожан, присутствующих на богослужении помолиться о том или ином человеке, находящемся в обстоянии;
ο на записке необходимо написать:
• «Сугубая ектенья»;
• указать случай, по которому вы просите молитв общины:
новопреставленного/ой ,тяжко болящего/ей,
путешествующего/ей.
Виды Молебнов:
ο Молебен — это усердная молитва о живых в различных житейских нуждах.
ο Частный молебен – совершается по просьбам и нуждам верующих, т.е. заказывается Вами. При этом не забудьте сказать в Церковной лавке, какой именно:
• без водосвятия;
• или водосвятный — совершается малое освящение воды, после чего она
раздается верующим.
ο Молебны могут совершаться после Литургии
Особенности заполнения записки на Молебен:
ο сначала указываю, кому возносится молебен:
• Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.);
• Божией Матери (разным Ее иконам);
• почитаемым святым;
ο затем пишется, о здравии он или об упокоении;
ο и теперь перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.
Панихида:
ο это заупокойная треба;
ο она совершается только по крещенным;
ο Православная Церковь не возносит молитв об усопших, сознательно отвергших Бога, отпавших от Православия в расколы, ереси и секты, отлученных от Церкви, а также о самоубийцах.
Заказная записка на Сорокоуст:
ο Сорокоуст — это поминовение, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней
ο подается об упокоении или о здравии (особенно тяжелобольных);
ο как правило, сорокоуст об упокоении заказывается в первые же дни по смерти христианина.